Высшее образование
Понятие высшего образования
Под термином "Высшее образование" понимается подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры, и т.д, обладающих систематизированными знаниями и практическими навыками, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.
Целью высшего образования является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению (специальности) области знаний, способных обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие республики и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами.
Система высшего образования
Система высшего образования состоит из:
- высших образовательных учреждений, реализующих образовательные и профессиональные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
- научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для развития высшего образования;
- органов государственного управления образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Учреждения высшего образования
Высшие образовательные учреждения являются юридическими лицами. В республике установлены следующие типы высших образовательных учреждений:
- университет — реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру областей знаний и направлений подготовки;
- академия — реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по конкретной области знаний и направлениям подготовки;
- институт — реализует образовательные программы высшего и, как правило, послевузовского образования по конкретным направлениям подготовки в пределах одной области знаний.
Законодательство позволяет создавать негосударственные учреждения для получения высшего образования. Такое образовательное учреждение приобретает право на обучающую деятельность с момента его государственной аккредитации и подлежит аттестации в установленном порядке.
Аттестация высших образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а также профессорско-преподавательского состава проводится Управлением контроля качества подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений Государственного центра тестирования в соответствии с положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Любое высшее образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно образовательно-профессиональной программе высшего образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем образовательном учреждении.
Дистанционное образование — освоение образовательных и профессиональных программ без отрыва от основной деятельности на расстоянии от места расположения образовательного учреждения. Оно базируется на использовании современных информационных технологий и технических средств телекоммуникаций.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым допускается только очная форма получения высшего образования, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Цель и задачи высшего образования
Целью высшего образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества.
Основными задачами высшего образования являются:
- обеспечение высококачественного обучения на основе современных образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- систематическое совершенствование организации и методики подготовки кадров исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники, технологий, экономики и культуры;
- обеспечение гуманитарной направленности высшего образования и воспитание молодежи на основе идеи национальной независимости и общечеловеческих ценностей, любви к Родине, обществу, семье и окружающей природе;
- введение в практику интерактивных методов обучения, новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения, системы дистанционного образования;
- разработка и введение в практику действенных механизмов интеграции высшего образования с наукой и производством;
- развитие науки, техники и технологий посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических кадров и обучающихся, подготовка предложений по использованию полученных результатов в экономике страны и образовательном процессе;
- формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг на основе развития государственных и негосударственных высших образовательных учреждений;
- совершенствование управления и расширение самостоятельности высших образовательных учреждений, введение общественного управления в форме попечительских и наблюдательных советов;
- ведение мониторинга качества образования и подготовки кадров, маркетинговых исследований и мониторинга трудоустройства по профессиональному назначению;
- развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области высшего образования.
Структура высшего образования
Система высшего образования состоит из:
- государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами направлений и специальностей высшего образования;
- научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы по нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению высшего образования;
- уполномоченных государственных органов по управлению высшим образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
В Республике Узбекистан устанавливаются следующие типы высших образовательных учреждений: университет, академия, институт (приравненные к ним высшие образовательные учреждения).
Университет:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по нескольким областям знаний и образования;
- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов различных отраслей;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является научным и методическим центром в соответствующих областях знаний.
Академия:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по определенной области знаний и образования;
- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов в определенной области знаний;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в конкретной области науки, культуры или искусства;
- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования, как правило, по направлениям подготовки в пределах одной области знаний и образования;
- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов для определенных отраслей;
- ведет прикладные и, как правило, фундаментальные научные исследования.
Контроль исполнения высшим образовательным учреждением государственных образовательных стандартов направлений или специальностей высшего образования и качества подготовки кадров осуществляется уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием, Управлением по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.
Бакалавриат
В соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О национальной программе подготовки кадров", порядок приёма студентов на бакалавриат в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан устанавливается "Положением о порядке приёма студентов на бакалавриат в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан", порядок перевода, восстановления на учебу и отчисления от учёбы студентов высших образовательных учреждений устанавливается "Положением о порядке перевода, восстановления на учебу и отчисления от учёбы студентов высших образовательных учреждений".
Бакалавриат — базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования с продолжительностью обучения не менее четырех лет. Продолжительность обучения в бакалавриате без отрыва от производства увеличивается не менее чем на один год.
По завершению образовательной программы бакалавриата по итогам государственной аттестации выпускникам присуждается академическая степень «бакалавр» по направлению подготовки, выдается диплом государственного образца с вкладышем и соответствующий нагрудный знак.
Общие требования к содержанию образовательной программы, необходимому уровню подготовленности бакалавра, максимальный объем учебной нагрузки, процедуры и механизмы контроля качества подготовки кадров определяются «Государственным образовательным стандартом высшего образования. Основные положения», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 год, № 15-16, ст. 104).
Характеристика сферы и видов профессиональной деятельности бакалавра, квалификационные требования и требования по учебным дисциплинам, структура и содержание образовательной программы, механизмы ее реализации и контроль качества определяются государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки.
На основе государственных образовательных стандартов соответствующих направлений бакалавриата разрабатываются учебные планы и программы учебных дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.
В бакалавриате допускается возможность ускоренного освоения полных образовательных программ по сопряженным (обеспечивающим преемственность) учебным планам лицами, имеющими среднее специальное, профессиональное образование одного профиля (сходное по общепрофессиональной подготовке) с направлением высшего образования.
Перечень направлений и условий подготовки кадров по сопряженным учебным планам определяет Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Бакалавр подготовлен:
- к работе по направлению подготовки на должностях, подлежащих замещению лицами с высшим образованием;
- к продолжению высшего образования в магистратуре по избранной специальности в пределах соответствующего направления бакалавриата;
- к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Право подготовки бакалавров по новым для высшего образовательного учреждения направлениям предоставляется в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан по ходатайству уполномоченного государственного органа по управлению высшим образованием.
Магистратура
В соответствии с законами Республики Узбекистан “Об образовании” и “О национальной программе подготовки кадров”, порядок приёма студентов на магистратуру в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан устанавливается “Положением о порядке приёма студентов на магистратуру в высшие образовательные учреждения” Республики Узбекистан.
Магистратура — высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на основе бакалавриата. Продолжительность обучения в магистратуре без отрыва от производства увеличивается не менее чем на шесть месяцев.
По завершению образовательной программы магистратуры по итогам государственной аттестации выпускникам присуждается академическая степень «магистр» по конкретной специальности направления подготовки, выдается диплом государственного образца с вкладышем и соответствующий нагрудный знак.
Общие требования к содержанию образовательных программ, необходимому уровню подготовленности магистра; максимальный объем учебной нагрузки; процедуры, и механизмы контроля качества подготовки определяются «Государственным образовательным стандартом высшего образования. Основные положения», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 год, № 15-16, ст. 104).
Характеристика сферы и видов профессиональной деятельности магистра, квалификационные требования и требования по учебным дисциплинам, структура и содержание образовательной программы, механизмы ее реализации и контроль качества подготовки определяются государственным образовательным стандартом по конкретной специальности магистратуры.
На основе государственных образовательных стандартов соответствующих специальностей магистратуры разрабатываются учебные планы и программы дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.
Магистр подготовлен:
- к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и управленческой, профессиональной деятельности по конкретной специальности;
- к получению послевузовского образования в аспирантуре по специальности, соответствующей магистерской подготовке;
- к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Необходимым условием для открытия магистратуры в высшем образовательном учреждении является наличие на соответствующих кафедрах научно-педагогического потенциала с высоким уровнем организации и проведения научно-исследовательских работ, тесно связанных с учебно-воспитательным процессом и обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов.
Право подготовки кадров по новым для высшего образовательного учреждения специальностям магистратуры предоставляется в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан по ходатайству уполномоченного государственного органа по управлению высшим образованием.
В структуре высшего образовательного учреждения создается специальное подразделение — отдел (факультет, центр) магистратуры, на которое возлагается:
- организация и контроль учебно-воспитательного процесса и научной деятельности студентов, разработки учебно-методических документов и научно-методического обеспечения;
- координация деятельности кафедр, осуществляющих подготовку магистров;
- мониторинг процесса подготовки магистров.
Управление системой высшего образования
Управление системой высшего образования в Республике Узбекистан осуществляется Кабинетом Министров и уполномоченными государственными органами по управлению высшим образованием в пределах предоставленной им компетенции законодательством Республики Узбекистан.
Органом по управлению высшим образованием является Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
На Министерство высшего и среднего специального образования по согласованию с министерствами и ведомствами, имеющими в своем введении высшие образовательные учреждения, возлагается:
- разработка, утверждение и поэтапный ввод государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ учебных дисциплин по направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры, обеспечение ими высших образовательных учреждений республики;
- внесение при необходимости, по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, изменений и дополнений в Классификатор направлений и специальностей высшего образования;
- разработка учебной литературы нового поколения в соответствии с государственными образовательными стандартами и программами дисциплин;
- разработка нормативно-правового обеспечения деятельности высшего образовательного учреждения и организации учебно-воспитательного процесса;
- учебно-методическое руководство высшими образовательными учреждениями Республики Узбекистан;
- координация вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров высшего и среднего специального, профессионального образования;
- нормативно-методическое обеспечение интеграции образования, науки и производства.
Для развития общественных форм управления качеством высшего образования создается совет ректоров высших образовательных учреждений, деятельность которого регулируется соответствующим Положением.
Управление высшими образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и настоящим Положением.
Непосредственное управление высшим образовательным учреждением осуществляет ректор. Ректор государственного высшего образовательного учреждения назначается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а негосударственного — учредителем (или учредителями).
Ректор несет полную ответственность за результаты работы высшего образовательного учреждения. Он действует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан от имени высшего образовательного учреждения, представляет его во всех органах и организациях, в установленном порядке распоряжается имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке счета высшего образовательного учреждения, является распорядителем кредитов, согласно Уставу.
Ректор несет персональную ответственность за реализацию государственных образовательных стандартов высшего образования.
Ректор в пределах компетенции высшего образовательного учреждения:
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и студентов высшего образовательного учреждения;
- определяет конкретные обязанности и ответственность проректоров;
- осуществляет прием и увольнение с работы рабочих и служащих, а также научно-педагогических работников в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
- определяет компетенцию научно-исследовательских, опытно-экспериментальных и других организаций и подразделений, входящих в состав высшего образовательного учреждения, и утверждает положения о них;
- устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников высшего образовательного учреждения;
- утверждает по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников правила внутреннего распорядка;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Ректор в пределах выделенных ассигнований и фонда заработной платы, лимита численности и тарифной сетки должностных окладов работников высшего образовательного учреждения имеет право:
- открывать и закрывать факультеты на основе рекомендации ученого совета и согласования вопроса с уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием;
- вводить должности деканов и заместителей деканов в соответствии с типовыми штатами высших образовательных учреждений Республики Узбекистан.
Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего образовательного учреждения организуется ученый совет.
Состав, полномочия, порядок формирования и деятельность ученого совета определяются соответствующим Типовым положением, утвержденным уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.
В высшем образовательном учреждении создается Попечительский совет, являющийся органом общественного управления. В его состав входят представители учредителя (учредителей), местных органов власти, отраслевых министерств и ведомств, предприятий и организаций, других образовательных учреждений, общественных организаций, фондов и спонсоров.
Высшее образовательное учреждение осуществляет учебно-методическое руководство академическим лицеем, созданным при данном высшем образовательном учреждении, и осуществляет патронат профессиональных колледжей соответствующего профиля.
В соответствии с действующим законодательством и Уставом высшего образовательного учреждения в нем могут создаваться общественные организации, научные и добровольные общества, советы по защите диссертаций, научно-методические и научно-технические советы, а также советы молодых ученых и т. п.
Высшее образовательное учреждение в установленном порядке формирует свою структуру в зависимости от численности обучающихся, в пределах утвержденной численности работников и бюджета (государственного бюджета и внебюджетных средств).